Истории «Поезда Победы»: невозможно сдержать слёзы…

Я стою в последнем вагоне «Поезда Победы» и плачу. Плачу не в силах сдержать слёзы, потому что от истории, рассказанной девушкой-машинистом Лидией, главной героиней «Поезда Победы», нахлынули воспоминания — рассказ бабушки Анны Афанасьевны о младшем брате дедушки, Иннокентии Ивановиче Васильеве, который крепким, цветущим мужчиной ушёл на войну, а спустя три года вернулся больным, измождённым стариком, в котором с трудом угадывался прежний Лэгэнтэй. Он угас от неизлечимой болезни за несколько месяцев.

«Хоть умер на руках родных и близких, похоронен на родной земле», — с горечью говорила бабушка. А моя тётя, отличник здравоохранения РС (Я) Васильева Людмила Дмитриевна, которой сейчас 81 год, в то время только делала свои первые шаги, и, глядя на тянущийся к жизни маленький росточек, умирающий дядя в последний раз в жизни  улыбался…

А в наушнике Лидия рассказывает: «Помню, как меня поразила долгожданная встреча с моим папой. Когда я видела его в последний раз он был цветущим мужчиной, когда мы встретились снова, я обнимала измождённого старика. Хотя было ему в тот момент всего 45 лет… Война пыталась у нас отнять самое ценное, что было – время, время нашей молодости…».

Авторы идеи этого необычного передвижного музея — творческая мастерская «Невский баталист» и медиагруппа «Красный квадрат». Проект реализован при поддержке Министерства просвещения РФ и компании «Российские железные дороги». Над  историко-художественной экспозицией из 8 тематических вагонов трудились 70 художников, на создание 150 уникальных скульптур использовано 800 кг пластилина и скульптурной глины, было задействовано более 100 натурщиков. Для полного погружения посетителей использованы новейшие технологии аудио- и видеосопровождения,  в экспозиции музея более 140 мультимедийных поверхностей, интерактивных карт, более 4 000 единиц реквизита, в панорамных съемках  задействованы более 400 актеров и реконструкторов.  В некоторых городах поезд уже не помещается на платформе. Длина состава снаружи впечатляет, а когда находишься внутри, время проходит незаметно.

Здесь каждая вещь имеет свою историю. Вот на столе лежит тетрадка с аккуратными школьными записями, висит зеркало, на рамке которого прикреплены старые фотографии (так любила прикреплять открытки и фотографии моя бабушка). Все эти вещи, сейчас экспонаты музея, рассказывают о событиях войны, у каждого общая боль, общая горечь утраты и одна на всех Победа…

Но для меня, человека, работающего со словом, с текстами, пожалуй, главной ценностью «Поезда Победы» стал проникновенный рассказ Лидии, озвученный артисткой Екатериной Гусевой. В некоторых местах повествования невозможно сдержать слёзы. Те, кто не смог попасть на «Поезд Победы» могут послушать текст и пройти виртуальный тур на сайте.

Елена Чухнюк

Одним из прототипов собирательного образа машиниста Лиды стала Елена Мироновна Чухнюк. Она прожила долгую жизнь, умерла в 2014 году, в 98 лет. В годы Великой Отечественной войны мирная профессия железнодорожника требовала настоящего героизма. Все эти испытания Елена Мироновна прошла с честью. Свою карьеру железнодорожника Чухнюк начала на маневровом паровозе. А в 1941 году ей было присвоено звание «Почётный железнодорожник».

В 1942 году возглавляла бригаду паровозной колонны. Всего во время войны было сформировано 106 таких колонн (2280 паровозов). Особая колонна, в которой служила Елена Чухнюк, действовала на сталинградском направлении. Поезда буквально прорывались к Сталинграду под массированными артиллерийскими обстрелами. С июня 1942 года по январь 1943 года к Сталинграду по железной дороге особыми колоннами было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами. На станции Петров Вал поезд, который вела Чухнюк, подвергся немецкому налёту. Женщина получила осколочное ранение в ногу, но смогла довести машину до ремонтной базы. Летом 1943 года Чухнюк была уже на Курской дуге. Подвозила танки к линии фронта. Машины шли в бой прямо с платформ. В ноябре 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР Елена Чухнюк была удостоена звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Она стала одной из первых железнодорожников, получивших звание Героя.

Экспозиция постоянно пополняется

Поезд-музей прибыл в нашу республику впервые. Три дня, 26-28 сентября, стоял в Нижнем Бестяхе, 29 сентября – в Алдане и с 30 по 2 октября – в Нерюнгри. Компания «Железные дороги Якутии» организовала бесплатный трансфер из Якутска в Нижний Бестях на теплоходе «Рукавишников» и автобусные маршруты до железнодорожного вокзала.

Сергей Лукша, администратор оргкомитета музея «Поезд Победы»:

— Поезд никого не оставляет равнодушным. Люди выходят задумчивыми, некоторые со слезами на глазах. Во всех городах, где останавливается наш передвижной музей, бывает ажиотажный спрос. Здесь, в Нижнем Бестяхе, тоже видите, какая очередь. У нас бесплатный вход, по регистрации на сайте. Основная наша аудитория – это школьники, студенты. Всегда много посетителей. Самое ценное и главное, когда ребята выходят из поезда, они начинают спрашивать у родителей о истории своей семьи: «А как у нас было в семье?». Через сопереживание рождается интерес  к истории страны, к истории  своей семьи. И это наша главная миссия!

Задача состава — ездить по стране как можно чаще, посещать как можно больше городов. Поезд едет круглогодично, кроме технических остановок. «Поезд Победы» отправился в октябре 2020 года из Москвы с Белорусского вокзала. Поезд несколько раз пересек страну от Крыма до Владивостока, мы посетили 170 городов, 20 республик. За границей пока побывали только в Беларуси. В другие страны нас не пускают.

Во многих городах люди приносят свои памятные вещи. В Саранске ко мне подошла пожилая женщина, принесла  ордена, медали, наградные листы своих родственников. Сказала, что она одна и некому оставить эти реликвии. Все эти вещи мы передаём  в творческую мастерскую «Невский баталист» и создатели включают эти истории в  экспозицию музея. Прошло уже более 80 лет, поэтому каждая сохранившаяся оригинальная вещь имеет особую ценность.

Волонтёры

Длинный красочный состав «Поезд Победы» стоит на платформе вокзала, время от времени юноши с коробками наушников бегают из одного конца состава в другой. Посетителей много, поэтому нужно быстро принести аудиогиды  с конца выставки к первому вагону. На входе скромно улыбаются девушки-волонтёры из Бестяхской  школы. Студенты-первокурсники Транспортного техникума им. Р.И. Брызгалова Даниель Колодезников и Павел Семенов третий день работают на выставке.

— Мы очень рады, что выпала возможность помогать в организации выставки. Поток людей не иссякает. С каждым днём все больше и больше посетителей. Мы сами с удовольствием посмотрели эту замечательную выставку, — поделились впечатлением ребята.

Больше всего им, как будущим железнодорожникам, понравилась экспозиция  бронепоезда «Илья Муромец». Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен. Здесь посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.

Василий Казаков

Персонажи музея — реальные герои. Здесь мы увидели и первых героических защитников Брестской крепости, и замученных в концлагерях военнопленных, и мирных советских жителей, для которых война стала поворотной точкой в судьбе… Каждый из них, как и Лидия, мог бы рассказать свою историю.

Героем штабного  вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион». И ещё один  герой этой экспозиции – маршал артиллерии Василий Казаков. Его имя не так популярно, как имя прославленного Константина Рокоссовского, но история войны и мира, жизни и любви этого талантливого полководца вызывает искреннюю радость и гордость. Казаков и Рокоссовский  успешно сработались друг с другом, и почти до самого конца войны Казаков служил вместе с Рокоссовским. С июля 1942 года — начальник артиллерии Брянского фронта. С октября 1942 года сражался в Сталинградской битве, будучи начальником артиллерии Сталинградского и Донского фронтов.

В воспоминаниях Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского говорится: «Мне нравилось, что мои помощники, люди образованные и влюбленные в военное дело, умели отстаивать свое мнение. Ценнейшим человеком оказался генерал Василий Иванович Казаков…. У генерала были и глубокие знания, и интуиция, и умение работать с людьми, доходя до батареи. Вот уж кого любили в войсках!»

Он прошел три войны, а День Победы встретил в звании генерал-полковника артиллерии. На счету генерала Казакова были разработки оригинальных приёмов артиллерийского боя, которые впоследствии стали изучать в военных академиях. Он был успешным военным деятелем, но личная жизнь Василия Ивановича складывалась драматично. Жена получила смертельное ранение прямо на руках у супруга, после такого удара судьбы  рана на сердце генерала не затягивалась очень долго. Но он сумел возродиться к жизни, встретил на линии огня свою большую любовь, вместе со своими родными детьми воспитал троих приёмных детей.

После окончания войны В.И. Казаков занимал ответственные командные должности: в 1952 г. назначен командующим артиллерией Советской Армии; в октябре 1958 г. он стал первым начальником Войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, и внес большой вклад в их становление и развитие. Умер маршал артиллерии В.И. Казаков 25 мая 1968 г. в Москве.

Дмитрий Оллонов

После экскурсии делимся впечатлениями с посетителями. Среди них оказалась племянница нашего прославленного воина-танкиста Д.Д. Оллонова Акулина Гаврильевна Кузьмина-Оллонова:

— Поездку в музей организовала поселковая администрация Нижнего Бестяха. Мой дядя Дмитрий Данилович Оллонов был представлен к званию Героя. Он воевал целых семь лет. Мне почти 80 лет, вся наша жизнь связана с этой войной. Мы познали все тяготы последствий Великой Отечественной войны. Другие мои дяди также храбро воевали, участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Эти военные ящики я хорошо помню, точно такие были и у нас. Благодаря железной дороге  мы смогли посмотреть этот  уникальный поезд-музей.

Оллонов Дмитрий Данилович  одним из первых поступил в Якутскую национальную военную школу (ЯНВШ). По окончании школы был направлен в Омское военное пехотное училище. Участвовал в боях за Халхин-Гол, сражался на фронтах Великой Отечественной войны от самого начала и до победного конца. Награжден двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Монгольской Народной Республики. После боев на Халхин-Голе служил в Харьковском военном округе. Перед Великой Отечественной войной Дмитрий Оллонов был назначен командиром батальона 55-го мотострелкового полка 219-й мотострелковой дивизии в Белорусском военном округе. 25 июня 1941 года его батальон вступил в первый бой с немецкими фашистами под Гомелем. После этого в районе города Речица участвовал в июльском наступлении 21-й армии, которая тогда форсировала Днепр, освободив города Рогачёв и Жлобин. Участвовал в Сталинградской битве, где в одном из боев был тяжело ранен. После госпиталя вернулся в строй и был назначен старшим офицером связи 10-го танкового корпуса. В составе этого корпуса он принял участие в Курской битве и в сражении у Прохоровки. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Украины. Был отозван с фронта и зачислен в Высшую бронетанковую школу, после окончания которой в марте 1945 года Оллонов назначается заместителем командира полка 1068-й самоходно-артиллерийской бригады. Победу встретил в Австрии. Сразу после Победы его полк был переброшен на восток страны, где принял участие в разгроме Квантунской армии Японии. В 1946 году Дмитрий Оллонов назначается заместителем командира 20-го гвардейского танкового полка 5-й танковой дивизии. В 1947 году демобилизуется из армии. Вернувшись на родину, работал в системе Министерства внутренних дел Якутской АССР.

Из воспоминаний Ефремова Петра Дмитриевича, ветерана Великой Отечественной войны: «Такие люди, как гвардии майор Оллонов, рождаются для славы и чести своего народа. Но оказалось, он не получал пенсию Министерства обороны СССР. После войны служил в органах ВД ЯАССР. Был начальником колонии в Усть-Майском районе, где содержались в основном бандеровцы. За побег одного бандеровца уволили из органов. Был вынужден работать на почте. Оттуда и оформил пенсию. Дмитрий Данилович был очень начитанным, много знающим человеком. Я поражался его кругозору, знанию биографических подробностей исторических личностей того времени. Казалось, что он общался с ними, был лично знаком. В 1970 году, узнав, в каких нечеловеческих условиях (фактически в заброшенном доме) проживает ветеран войны Д. Д. Оллонов, я обратился к военному комиссару ЯАССР полковнику Федорову И. А., чтоб он от имени Якутского гарнизона, начальником которого он был, ходатайствовал перед командиром войсковой части, дислоцированной в окрестностях города, о выделении квартиры в строящемся доме по улице Степана Халтурина, ветерану войны, гвардии майору Оллонову. По завершении строительства ходатайство было удовлетворено».

Умер Д.Д. Оллонов 25 мая 1983 года. Похоронен  на родине, в селе Кыыллаайы Усть-Алданского района, рядом с могилой брата, тоже участника и инвалида войны.

Тяжело смотреть, но надо

Ещё в дороге моё внимание привлекли дедушка с внучкой. Дедушке Петру Дмитриевичу Игнатьеву 87 лет,  сопровождала его внучка, ученица 10 класса школы №1 г. Якутска Виктория Максимова:

—  Я плохо слышу, поэтому внучка поехала со мной. Непременно хотел посмотреть «Поезд Победы». И вот мы с внучкой – здесь. Тяжело смотреть, тяжело слышать, но надо. Особенно сейчас… Мой отец Игнатьев Дмитрий ТимофеевичI– участник Великой Отечественной войны, прошёл войну до победного конца, участвовал в разгроме милитаристской Японии. Трое братьев Игнатьевых были призваны на войну. Один брат, тоже Игнатьев Дмитрий Тимофеевич II погиб под Сталинградом, другой брат  Игнатьев Спиридон Тимофеевич воевал под Ленинградом, после ранения вернулся на родину. Я хочу передать слова огромной благодарности создателям этого музея-поезда за мастерство, за труд, за воссоздание  уникальной атмосферы военного времени. Рад, что смог и сам посмотреть, и внучке показать этот исторический музей.

Поездка: до и после

Ехали мы в Нижний Бестях весело. Трамвай  с утра был переполнен школьниками, студентами. Молодые люди радовались возможности отдохнуть от учебных будней. Было шумно и радостно, в ватсап-группе я коллегам написала: «Едем  широким цыганским табором».

А возвращались мы все тихие и задумчивые. Каждый думал об истории своей семьи, о своих героях войны…  С коллегой подходим к группе ребят и спрашиваем о впечатлениях. 7 Д класс школы №33 г. Якутска выезжал с экскурсией  в «Музей Победы» группой в 20 человек под руководством учителя ОБЖ и технологии Вячеслава Алексеевича Татаринова. Сперва робко, потом более смело школьники рассказали о своих впечатлениях. У мальчиков, в основном получились аналитические выводы с политическим уклоном, а у девочек преобладала эмоциональная составляющая.

— Было всё интересно. Особенно поразили фигуры, звук, интерактив – отличный. Впервые прокатился на речном трамвае,  — говорит Алеша Корнилов. — Что меня больше всего удивило? Я не знал про империалистическую Японию. Удивило, что японцы были такие злые. Не задумывался,  что во время войны поезда имели такое большое значение.

— Больше всего мне понравился санитарный вагон. Столько интересных хирургических инструментов. Не ожидала, что увижу так много  экспонатов. Заинтересовали картины на стенах, всё сделано с такой любовью и со вкусом, — рассказывает Рита Слепцова. — В окнах поезда проплывала жизнь – сначала мирная, потом уже военная, всё как по-настоящему. Я чуть не прослезилась в том вагоне, где рассказывали, что люди ели котов во время блокады, увидеть живую кошку было редкостью. В вагоне про концлагерь увидела коробку с обувью убитых людей, были там и детские ботиночки 28-го размера. У меня маленькая сестренка, которой всего годик, и я представила себя на месте этих людей и чуть не заплакала…

Вот такие истории «Поезда Победы». Грустные, но всё-таки жизнеутверждающие…

Лира Яковлева

Читайте дальше