Глава Якутии в своем Послании подробно остановился на развитии транспортно-энергетического каркаса республики.
Айсен Николаев убежден, что реализация всех промышленных проектов в республике должна быть связана с развитием транспортно-энергетического каркаса Якутии.
На Среднеботуобинском месторождении стартует проект по переработке природного газа для извлечения гелия. Начало пилотной добычи гелия запланировано на 2025 год, выход на проектную производительность 4 млн кубометра – в 2028 году.
«Нам крайне важно укреплять производственную базу нашей главной отрасли — добычи алмазов. Подземный рудник «Мир-глубокий», строительство которого АЛРОСА начинается в Мирном, станет крупнейшим объектом алмазодобычи не только России, но и всего мира«, — сказал Ил Дархан.
В Южной Якутии продолжится расширение производственных мощностей и инфраструктуры. На Эльгинском угольном месторождении запущены 4 новые обогатительные фабрики, планируется ввод еще двух фабрик мощностью по 7 млн тонн угля. Построено более половины — 250 км Тихоокеанской железной дороги, которая соединит Эльгу со строящимся портом Чумикан на побережье Охотского моря. Отгружены первые 450 тысяч тонн железной руды с Сиваглинского месторождения в Нерюнгринском районе.
«Для обеспечения надежности энергоснабжения Южной Якутии стартуют сразу два крупных проекта энергогенерации: строительство газовой электростанции на 330 МВт вблизи поселка Чульман и двух блоков Нерюнгринской ГРЭС по 225 МВт каждый. Важно, чтобы новые энергомощности благоприятно сказывались на экологической обстановке и повышении качества жизни людей«, — подчеркнул он.
В якутской Арктике формируется Кючусский горнопромышленный кластер, для энергообеспечения которого в Усть-Янском улусе началось строительство инфраструктуры первой в России атомной станции малой мощности. По словам главы, экономический эффект арктических проектов будет усилен Восточной горнорудной провинцией, где в сентябре введено в эксплуатацию месторождение полиметаллических руд «Верхне-Менкече», начато освоение месторождения серебра «Прогноз». В ближайшее время стартует промышленная разработка Агылкинского медно-вольфрамового месторождения.
«Стратегическая задача на ближайшую перспективу – ускорение строительства автодороги «Яна», которая свяжет огромные территории от Найбы на Северном Ледовитом океане до Хандыги на федеральной дороге «Колыма» с выходом к Охотскому морю. Это позволит вовлечь в хозяйственный оборот уникальные месторождения Северо-Востока Якутии, повысит транспортную доступность для жителей Арктики, радикально изменит логистику северного завоза», — сказал Николаев.