« Я вернусь, мама…» . О матери Тэки Одулока- Аграфене Спиридоновой

Эти слова не раз повторял, целуя дорогое залитое слезами лицо матери, в далеком  1927 году простой юкагирский парень из далекой Колымы Николай Иванович Спиридонов -Тэки Одулок, тогда  студент Ленинградского университета имени Жданова, который  приехал в родные места  после долгой разлуки.

Ведь ему было всего шесть лет, когда он расстался  с родителями и был вынужден оставить родные места из-за тяжелейших условий жизни. «На реке Ясачной среди ивовых зарослей  в шатре из оленьей шкуры родился я, пишущий эту книгу», — писал в своей автобиографии будущий писатель.

 

В статье «Одулы Колымского округа» Тэки Одулок дает такие сведения о родной реке: «Чахадан-дие-унунгие» (Ясачная) — река, имеющая в длину около 400 км. Эта река известна тем, что по ее длине кочуют древнейшие из всех существующих в Восточной Сибири народностей — одулы (юкагиры).

… В этом районе главным селением является «Нелемное», располо­женное при слиянии pек Ясачной и Рассохи. Здесь четыре жилых помещения и два пустующих. В каждом жилом помещении обитают по два и по три семейства. Всего 40 человек обоего пола… Природные богатства велики, добывают их одулы во множестве, ценность их велика, но, тем не менее, одул всегда голоден, плохо одет и унижен».

О родных писателя известно совсем немного. Отца Тэки Одулока, Ивана Спиридонова, юкагира из рода Чолгородие, т. е. «заячьих людей», называли Атыляхан Иполун. На одной из фотографий В. И. Иохельсона мы видим старого юкагира Тюлях с р. Ясачной. По словам ученого, это был «единственный юкагир из виденных мной, имеющий довольно большую бороду». А с якутского языка слово тюлях переводится как «мохнатый». Возможно, на этой фотографии изображен отец Тэки Одулока. Он был одним из главных помощников ученого, был проводником, переводчиком, рассказчиком.

Все богатство семьи Спиридоновых составляло несколько сетей, деревянная и берестяная посуда и несколько собак. Главным занятием родителей была ловля рыбы. Охота мало приносила прибыли, ведь у Атыляхана не было самого необходимого — огнестрельного оружия, чтобы прокормить многочисленную семью. «Таким образом, перебивались со дня на день, переходя из места на место, влача собою жалкое почти голодное существование», — вспоминают дети Атыляхана.

Тяжелой была судьба матери, которая, по словам сына, «сотни километров исходила пешком и на лыжах за мужем — охотником. Мать несла на себе весь домашний скарб, малых детей и мясо убитых зверей — оленей и лосей. Не раз она — моя мать — рожала прямо на снегу, в глухой пустынной тайге, надорванная тяжелой звериной жизнью. Не случайно же из 11 детей нас осталось только 4».

О тяжелом детстве вспоминала и сестра писателя Акулина Ивановна Спиридонова: «Мы были очень бедны. Нас детей было всего 11, из них 9 мальчиков. Когда рождался мальчик (при царе) родители должны были платить обязательный ясак (налог), размеры которого никем не устанавливались. Брали пушнину, иногда угрожая розгами. Эти налоги и так обездолили нашу полуголодную жизнь. Нюку был самым маленьким в семье».

Старожилы села Нелемное помнили отца и мать Тэки Одулока. Как же звали эту мужественную женщину, которая сопровождая мужа по глухой тайге, мечтала о лучшей доле для своих малолетних детей, которые один за другим умирали на ее руках?

Ее называли по-якутски Огорусьэ-эмэхсин. Она была небольшого роста, худенькая. Ее настоящее имя можно узнать из архивного документа «Из записки Председателя Колымского Продовольственного Комитета исправника Н. Н. Березкина «Об инородцах 1-го Байдунского и 4-го Мятинского наслегов Колымского округа». Из этого документа стало известно, что в Верхнеколымске открылась церковно-приходская школа на 5 мест, местные жители стали отдавать своих детей в эту школу. «Тяга людей к грамоте огромная. Даже – юкагиры. Юкагирка Аграфена Спиридонова (около с. Верхнеколымск), влачившая, как и все остальные юкагиры, свое жалкое существование, имела 6 детей и отдала сына и дочь в школу. В последней эти дети проявили особенные способности и успешно окончили ее. Выйдя из школы, молодые юкагиры Спиридоновы работали над собой.

Молодой человек был почти единственным грамотным среди якутов и даже учительствовал в течение некоторого  времени в Верхнеколымской школе — явившись вместе с сестрой кормильцем своей семьи и став среди своих собратий живым примером, достойным подражания…». Когда Нюке было лет 5, семью постигло большое горе — утонули на рыбалке старший брат (тоже Николай) и старшая сестра Настасья, которые должны были прокормить семью, вся надежда и опора родителей.

Но даже после этой страшной трагедии мать не расстается с мыслью о том, что нужно «обучить грамоте следующего за погибшими по возрасту 13-летнего сына (примечание: Николаю было в 1912 г. шесть лет), в твердой уверенности, что он вознаградит ее за эту страшную тяжелую утрату, какую понесла она, оставшись после этого вконец обездоленною…».

В Верхнеколымске сына не приняли в пансион, и родители в отчаянии вынуждены были поплыть в г. Среднеколымск в надежде найти себе работу и отдать сына в церковно-приходскую школу. Смышленый мальчик понравился русскому хозяину, который решил сделать из Нюки священнослужителя и по совету местного священника отдал его в церковно-приходскую школу. За недолгое время Нюка успел выучиться грамоте.

Но потом долгие годы она будет жить в ожидании, что увидит когда-нибудь сына. И эта долгожданная встреча состоялась в 1927 году, когда Николай Иванович, став студентом Ленинградского государственного университета, был включен в составе экспедиции на Колыму и в это время направлялся к юкагирам Нелемного через Оттур-Кель. Чуть позже В.Г.Богораз-Тан, научный руководитель Тэки Одулока, представив отзыв в Якутскую комиссию АН СССР о студенте Н. Спиридонове, отметил, что в 1927 г. студент временно прервал свое образование и отправился на родину через Владивосток, Берингов пролив для того, чтобы работать среди родного племени, которое находилось в чрезвычайно бедственном состоянии. Профессор информировал, что по окончании университета Спиридонов намерен снова отправиться к верхнеколымским юкагирам. Письмо Богораза-Тана заканчивалось словами: «Материалы, представленные в комиссию якутской республики собраны в 1927 г. на верховьях р. Колымы и имеют научную ценность, хотя их оформление несовершенно».

В этой экспедиции Тэки Одулок, 21-летний юноша, проявил свои незаурядные способности будущего ученого, умение собирать материал, анализировать и обобщать. По итогам командировок на Колыму, а затем и на Чукотку были написаны этнографические очерки, изданные в Ленинграде под названием «На Крайнем Севере».

И мать, встречая сына, не знала, что перед ней стоит будущий ученый, писатель, который станет первым человеком, громко заявившем о своем народе, о его проблемах…

Вот что вспоминала об этой встрече Марфа Николаевна Дьячкова, моя мама.

«Я хорошо помню отца Тэки Одулока, мать, которую называли Огорусьэ. Жили они тогда в поселении Оттур-Кюель недалеко от Верхнеколымска, где местные жители занимались заготовкой сена. Мне было примерно 10 лет тогда, когда Тэки Одулок приехал к родителям. Это был очень красивый юноша, круглолицый, веселый и общительный. На нем был удлиненный костюм черного цвета с поясом с пуговицами, очень хорошего покроя.

…Когда он уезжал, устроили проводы в доме у Бессоновых Ивана и Дарьи , где жили его родители. Собралась вся родня. Накрыли стол. Стол был очень богатый, было много различных блюд: хаяк (чохон), керчях (взбитые сливки), строганина… На следующий день он уехал. Все его целовали, прощались с ним. Мать его, Огорусьэ,  сильно плакала: «Когда теперь я тебя увижу?»… Он, попрощавшись, вновь и вновь возвращался к ней и, целуя ее, приговаривал: «Не плачь, мама, я скоро вернусь». Больше мать и сын не увиделись. Он не выполнил своего обещания».

Мать уже не узнает, что ее Нюка станет не только первым ученым среди северян, но и писателем, что книги ее сына будут читать зарубежные читатели: и англичане, и французы, и чехи. Что, известная чешская писательница Мария Майорова с восхищением напишет о ее сыне в чешской газете «Чик» от 19.12.1935 г.: «Где, в какой стране света могло так случиться, чтобы бедняк, сын такого народа, который был совершено диким, примитивным, смог приехать в столицу, поступить в университет, найти в себе способность действительно редкую, развить ее и совершенствовать так, чтобы написать книгу – такую ясную и простую, с таким прозрачным слогом, с таким плавным действием и необычайной наглядностью, какой является «Жизнь Имтеургина Старшего». Что повесть «Жизнь Имтеургина старшего», станет одной из лучших произведений года на детскую тему, и будет удостоена специальной премии комиссии, которую возглавлял сам Максим Горький. Великий пролетарский писатель, по воспомина­нию Л. Сейфулиной, был восхищен книгой молодого юкагира: «А я всю ночь не спал, зачитался. Хорошая книга «Жизнь Имтеургина Старшего!..»

Что ее сын Николай Иванович будет переписываться и дружить со многими известными журналистами. Что из Франции они ему через Внешторг отправят редкий подарок, необходимый писателю: пишущую машинку «Олимпия», которую привезет Михаил Кольцов… Что в доме у Спиридоновых на Петроградской стороне часто будут в гостях русские писатели, которые подарят начинающему писателю свои книги с автографами: Бруно Ясенский «Человек меняет кожу», В. Шишков — роман «Угрюм-река», А. Толстой — книгу «Хлеб», несколько книг подарит В. Бианки; приходили Г.Гор, С.Маршак, К.Золотовский.

Что за две недели до своего ареста 16 апреля 1937 года, на творческом заседании работников Детгиза в Москве совместно с работниками периодических изданий, писателей и художников Москвы и Ленинграда, среди которых были известные писатели К. Паустовский, А. Гайдар, Н. Заболоцкий и другие, работники ЦК ВЛКСМ, в своем публичном выступлении Теки Одулок затронул проблемы о тяжелой судьбе народов Севера, о выживания юкагиров, о сокращении их численности и медленном вымирании. Это было его последнее слово в защиту своего народа. 30 апреля 1937 года в Ленинграде Н.И. Спиридонов был арестован, обвинен в шпионаже в пользу Японии и 17 марта 1938 года был расстрелян в Ленинграде. Ему не было и 32 лет, реабилитирован 29 октября 1955 г.

Под Ленинградом, в поселке Левашово, находится мемориальное кладбище, где захоронены жертвы сталинских репрессий. Среди них покоится и сын Спиридоновых.

Судьба Тэки Одулока, сына Ивана и Аграфены Спиридоновых, трагична, он прожил неполных 32 года, однако он за это недолгое время (13 лет) успел показать себя как талантливый писатель и ученый, исследователь Севера, общественный деятель.

«Сегодня оценивая научную и творческую деятельность Н.И.Спиридонова, как ученого, общественного деятеля мы можем сказать, что он был великим сыном народов Севера. И его имя должно быть озвучено на весь Российский Север», —  высказал свое мнение Ч.М. Таксами, доктор исторических наук.

«Я вернусь…», — говорил матери при прощании Тэки Одулок. И он все-таки вернулся, как обещал. Вернулся на Родину как основоположник юкагирской литературы, как первый ученый из числа представителей народов Севера, доказав этим, что и самые малочисленные народы могут рождать талантливых писателей, ученых, художников и поэтов. Имя сына Аграфены Спиридоновой, Тэки Одулока, в 1996 г. было присвоено единственной юкагирской школе в России на родине писателя  в селе Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутии). У входа в школу установлен памятный бюст. Имя писателя носят улицы села, поселка Зырянка, г. Якутска, теплоходы на Лене, Колыме.

Имя нашего великого земляка навсегда будет связано с именем его мамы Аграфены Спиридоновой, простой юкагирки, которая подарила родной земле такого замечательного сына. Ее имя будет стоять наряду с именем Анастасии Кононовны Поповой – матери первого юкагирского драматурга из села Нелемное Г. А. Дьячкова, Анны Васильевной Куриловой, матерью знаменитых братьев Куриловых с Нижней Колымы: Семеном Николаевичем – первого юкагирского романиста, Гаврилом Николаевичем – Улуро Адо, первого поэта и ученого-лингвиста Николая Николаевича — первого юкагирского художника.

Елизавета Дьячкова, с. Нелемное

Читайте дальше