Верхнеколымский район, как административная единица, молодая. 30 апреля ему исполняется 70 лет со дня образования (30 апреля 1954 г). Несмотря на такой молодой возраст, район имеет интересную и богатую историю, и она во многом своеобразна и даже уникальна.
Экономическое развитие территории района началось с деятельности знаменитого Дальстроя НКВД СССР. За этот период мощное развитие получила промышленность (угольная отрасль), транспорт (речной флот, автомобильный, авиационный и даже строили железнодорожную узкоколейку), имели сильное подсобное хозяйство, строились социально-культурные объекты, улучшались жилищно-бытовые условия жителей. Введены школа, клуб речников, детский сад, стадион, спортивный зал, открыт музей. Построены рабочие поселки Угольное, Зырянка с довольно развитой инфраструктурой.
Развитие Зырянского угольного бассейна начинается с 1932 года, когда Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было дано поручение заинтересованным организациям и Правительству Якутской АССР о разработке угольных пластов на реке Зырянка. Уже в 1936 году были добыты 8000 тонн каменного угля. Самое большое развитие угольная отрасль достигла в 80-е годы прошлого столетия: построен рабочий поселок с высокой степенью благоустройства, добыча угля достигла более 400 тысяч тонн, произошло техническое перевооружение производства.
Одновременно развивался речной флот. В настоящее время Колымская судоходная компания является единственным специализированным предприятием речного транспорта в бассейне реки Колыма и отнесена к предприятиям стратегического значения. История развитие предприятия неразрывно связана с историей нашей страны и конечно, нашего улуса. С далеких времен по Колыме эпизодически проходили различные суда, но регулярное судоходство началось с навигации 1932 года, которое совпадает с началом интенсивного освоения северо-востока огромной страны. Кроме увеличения производственных показателей, технического перевооружение флота, коллектив речников занимался развитием социальной инфраструктуры: строили жилые дома, детские, культурные, спортивные сооружения и содержали эти учреждения.
С 1941 года в районе начали, строить запасной аэропорт с взлетно-посадочной полосой на естественной косе левого берега реки Колыма, предназначенной для приема военных самолетов перегоняемых из Аляски. Между прочим, он используется и в настоящее время. В свое время наши авиаторы обслуживали районы Колымо–Индигирской зоны. Особенно, с середины 80-х и начало 90-х годов прошлого столетия, укрепилась материально-техническая база, работники предприятия были обеспечены жильем, строились и другие объекты.
Как и в других районах республики в нашем с далеких времен живут коренные жители: якуты, эвены и юкагиры, которые занимались традиционными занятиями: скотоводством, охотой и рыбным промыслом, а также с приходом казаков и политических ссыльных начали заниматься земледелием.
Наши труженики сельского хозяйства достойно занимались своим нелегким делом. В конце 1986 году в совхозах района имелось1836 голов крупного рогатого скота, 1686 лошадей, почти 10000 оленей. Надои от одной фуражной коровы достигли 1977 литров молока и другие показатели были очень высокими. Надо заметить, до 1991 года, что многие предприятия района имели свои подсобные хозяйства, в годы экономической реформы успешно развивалась семейная экономика. Для этого выделялись кредиты, по лизингу техника, завозилась живность, комбикорм и зернофураж.
Много можно сказать про такие крупные организации района как Межрайсмежторг «Колымоторг», Верхнеколымский лесхоз, Технический участок водопути, завод строительных материалов, Зырянский хлебокомбинат, строительные организации – ПМК-1098, ЗРСУ (разрезостроительное управление), предприятия обслуживающие население, организации ЖКХ, бытовой комбинат, связь, почта, торговые предприятия, а также учреждения здравоохранения, образования, культуры и другие. Многие из вышеперечисленных организаций обслуживали и другие районы Колымо-Индигирской зоны.
И. Винокуров, директор архива