Запуск Тихоокеанской железной дороги в следующем году объявил Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Российской энергетической недели (РЭН-2024).
Эта магистраль соединит Эльгинское угольное месторождение в Якутии с Хабаровским краем, где идет строительство морского порта.
«Владимир Владимирович особо подчеркнул, что на Дальнем Востоке расширяются центры добычи угля. Он анонсировал ввод в работу Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского месторождения в Якутии до порта в Хабаровском крае. С его строительством мы связываем большие надежды на рост потенциала экспорта угля из Якутии в Азиатско-Тихоокеанский регион», — прокомментировал выступление Президента Глава Якутии Айсен Николаев.
На пленарной сессии РЭН-2024 Президент говорил о необходимости создания новых транспортных коридоров, способствующих поставкам российских энергетических ресурсов на мировой рынок. Объем перевозок по ним к 2030 году должен увеличиться не меньше чем в 1,5 раза.
Среди приоритетных логистических направлений Владимир Путин выделил Восточный полигон Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурскую магистраль, чьи мощности в ближайшие 10 лет вырастут с 180 до 270 млн тонн грузов в год, а также Северный морской путь.
Глава государства подчеркнул важность развития энергетической инфраструктуры в рамках Энергетической стратегии России до 2050 года, чьи параметры сейчас согласовываются правительством. Особое внимание будет уделено энергоснабжению Дальнего Востока. Президент поручил правительству ускорить утверждение долгосрочной программы развития электроэнергетики ДФО, рассчитанной до 2050 года.
Следует отметить, что по объему добычи угля Якутия занимает третье место в России. Только за первые шесть месяцев 2024 года добыча угля в республике увеличилась на четверть, достигнув рекордных 19 млн тонн.
Эльгинский угольный комплекс стал одним из крупнейших инвестиционных проектов последних лет в Якутии. В рамках проекта строятся Тихоокеанская железная дорога протяженностью 531 км, морской порт и обогатительные фабрики. Проект предполагает создание крупнейшего в мире разреза по добыче коксующегося угля открытым способом с объемом до 52 млн тонн.
Кроме того, власти региона работают над модернизацией транспортной инфраструктуры для расширения экспортных возможностей Якутии. Помимо Тихоокеанской железной дороги, совместно с правительством Амурской области разрабатывается проект транспортного коридора через железнодорожный пункт пропуска «Джалинда – Мохэ». На первом этапе реализации этот проект обеспечит перевозку до 2 млн тонн угля в северо-восточные провинции КНР ежегодно.