О патриотическом воспитании молодёжи, о личных переживаниях и помощи тем, кто «за ленточкой», а главное, для чего вице-премьер Правительства Российской Федерации — полпред Президента РФ в ДФО учится на снайпера, в эксклюзивном интервью «АиФ-Дальинформ».
Восстановить утраченное
— Юрий Петрович, на днях вы общались со студентами ДВФУ, с теми, кто не хочет быть безучастным и пытается сделать свой вклад в победу нашей страны. Каким вы видите воспитание молодежи? И что для вас патриотизм?
— Так почему же так случилось, что непопулярное отношение к своей стране стало нормой?
— Нам долго внушали наши «добрые соседи», что всё, что в России, — это плохое, некачественное, а всё, что на Западе — это есть мечта. Они говорили, что у вас всё будет хорошо, что вам только нужно отменить законы, забыть про политику, разогнать армию, а еще лучше разоружиться, уж простите, до трусов. Сейчас совершенно понятно, что за этой «добротой» стояло другое… Но к большому сожалению, пока фарс раскрылся, мы многое прозевали. В том числе и не одно поколение. Теперь приходится объяснять, зачем нужно Родину любить и защищать.
Знаете, я занимался бизнесом в самом начале своей трудовой деятельности и знаю тех, кто поехал искать счастье за границу, и, надо отметить, что все мои знакомые вернулись обратно, потому что никто там не стал счастливым. И это вполне обосновано, потому что если ты не можешь стать сильным, если ты не можешь раскрыть свой потенциал в своей стране, где тебя все знают и готовы поддержать, то как ты станешь сильным в чужой стране?
Родину надо любить
— Вы встречались с представителями крупных дальневосточных вузов, и разговор был непростой, о том, как донести до молодежи, что страна нуждается в них. Как же так получилось, что тем, кто учит молодое поколение, нужно объяснять подобную необходимость?
-Расскажу случай из жизни. Как-то давно я был в Китае, нас привезли в компанию «Хуавэй». Меня встречает их руководитель и с восторгом говорит: «А вы знаете, что всё программное обеспечение нашего нового аппарата создано выпускниками российских вузов, которые приехали к нам работать?». Они, видимо, думали, что я должен этому факту обрадоваться, а у меня радости нет, потому что первое, о чём я подумал, — а что же они у вас создают программное обеспечение, почему они дома в России не работают?
У нас очень много накопилось не очень хороших тенденций в вузах. Например, работу с молодежью ведут и откровенно презирающие нашу страну преподаватели. Я об этом и раньше много с кем разговаривал, начиная с бывших министров высшего образования. Спрашивал: «Вы не видите, что это неправильно?», на что от одного из них получил, на мой взгляд, очень странный ответ: «Если я займусь прозападными преподавателями, у меня рейтинг понизится». О каком вообще рейтинге в таких делах может идти речь? Здесь все просто: или ты за свою страну или против. Любой госслужащий в первую очередь должен на страну работать и служить ее интересам, а не рейтинги считать.
Но радует то, что ещё не все потеряно. Очень много ребят, которых не надо убеждать, к чему-то подталкивать, они сами хотят помочь внести свой вклад, принести пользу Родине. Им надо дать такую возможность, поддержать их, они сами выберут направление, где могут быть полезны. Я знаю многих студентов, которые помогают восстанавливать территории, собирают гуманитарную помощь или взаимодействуют с семьями, тех, кто воюет, а ещё они работают в госпиталях и даже своими силами собирают необходимую для фронта технику. И упаси нас Господь это испортить. А вот сохранить и поддержать надо. Основные задачи, которые я сейчас поставил ректорам и проректорам по воспитательной работе вузов – помочь молодым ребятам осознать, что не нужно стесняться быть полезным своей стране, трудиться на благо России и показывать свои дела.
Каждый в отдельности и все вместе
— Юрий Петрович, я тоже родом из СССР и помню, как нас в школе на уроках ОБЖ учили разбирать автомат, бросать гранату. И даже в училище искусств иногда вывозили на военный полигон, нюхнуть пороха. Так что необходимо для того, чтобы вот это все вернулось и преподаватели, наконец-то перестали быть просто ретрансляторами своего предмета, а стали наставниками для ребят?
— Не было в СССР никакого ОБЖ, а была начальная военная подготовка. Но сейчас не об этом.
Специальная военная операция — такое большое явление, в котором каждый, кто хочет помочь стране победить, безусловно, сможет найти своё место. Например, преподаватели и студенты одного из дальневосточных медуниверситетов неоднократно ездили работать в госпитали, а сельхозвуз изменил программу обучения и начал готовить механиков-водителей. И мне кажется, это самый правильный путь, когда каждый сам учит тому, что умеет, и помогает там, где его знания нужнее всего. Но кроме этого нужно понимать, что каждый мужчина должен уметь защищать Родину, свою семью, родных, близких. Даже девушки у нас идут изучать тактическую медицину, понимая, что это может пригодиться и в повседневной жизни.
Я в юности выбрал специальность горного инженера, но параллельно меня готовили на лейтенанта. Я прошел военные сборы и знаю, с какой стороны держать автомат, до сих пор его соберу и разберу его с закрытыми глазами, и попаду куда надо.
Раньше в каждой школе был тир. Сейчас этого ничего нет. Но я думаю, мы найдём возможность подготовить ребят. Заработали 12 пилотных центов военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания. За первый год в них обучение пройдет более 9 тысяч ребят.
И это только начало. Уже сейчас видно, что будет больше.