В Якутии продолжается строительство Ленского моста. На сегодняшний день на территории объекта установлены два бетонных завода, которые позволяют изготавливать бетон при минусовых температурах. В данный момент Группа «ВИС» сооружает производственный цех. На объекте работают 93 человека и 61 единица техники.
Строительство такого моста требует значительных усилий и создания мощной производственной базы. В Якутске фактически формируется новая индустрия, поскольку подобных мостов в мире еще не строили. В проект внедряются уникальные технологии, включая использование коффердамов и специальных бетонных заводов, адаптированных для арктических условий.
Два бетонных завода были изготовлены на заводе в Златоусте по специальному заказу и имеют утепленную конструкцию, что позволяет им функционировать в зимний период и производить бетон. В настоящее время также строится арматурный цех, который переехал на правый берег. Все работы выполняются на месте, чтобы минимизировать логистические проблемы, связанные с доставкой материалов и оборудования.
Два бетонных завода были изготовлены на заводе в Златоусте по специальному заказу и имеют утепленную конструкцию, что позволяет им функционировать в зимний период и производить бетон. В настоящее время также строится арматурный цех, который переехал на правый берег. Все работы выполняются на месте, чтобы минимизировать логистические проблемы, связанные с доставкой материалов и оборудования.
Гигантские коффердамы также будут собираться непосредственно на берегу. Металлические конструкции и основы будут привезены сюда, а сборка будет осуществляться на месте.
В России впервые применяются инновационные технологии при строительстве вантового моста, которые направлены на оптимизацию работ в условиях короткого навигационного сезона. Из-за ледохода и ледостава период навигации значительно сокращается, что создает определенные сложности для строительных работ.
Проблема традиционных решений
Стандартные методы строительства мостов, такие как устройство шпунтовых ограждений, требуют значительного времени для выполнения работ в русле реки Лены. Однако, учитывая особенности местного климата и гидрологического режима, традиционные подходы оказываются неэффективными. Времени не хватает для установки шпунтового ограждения непосредственно в русле реки и последующего сооружения опор моста.
Уникальное решение: коффердам
В ответ на эти вызовы было разработано уникальное решение для России: сборка наплавных коффердамов на берегу. Такой коффердам представляет собой своего рода «бочку», которая устанавливается в русле реки, и внутри которой проводятся строительные работы. Это позволяет значительно сократить сроки выполнения работ и эффективно использовать короткий навигационный период.
Благодаря данной технологии строители могут успеть выполнить монтаж минимального количества свай до начала осеннего ледохода и завершить основные работы зимой, что является критически важным для успешного завершения проекта.
Преимущества вантового моста
Одним из ключевых факторов выбора вантового моста стало сокращение количества опор в русле реки. При больших перепадах температур и сложном гидрологическом режиме наличие меньшего числа опор снижает сопротивление при ледоходах, что делает конструкцию более устойчивой.
Проектом предусмотрена установка трех пилонов, что также является новым подходом для таких условий. Вантовые мосты в подобных климатических условиях ранее не строились ни в России, ни в мире.
Команда профессионалов
На строительстве моста задействованы 93 работника и 61 единица техники. Работы выполняются в две смены, чтобы успеть завершить объемы до наступления сильных морозов. В проекте участвуют местные подрядчики и специалисты из разных регионов России, имеющие опыт работы на крупных объектах, таких как Крымский и Русский мосты. Собранная команда включает лучших специалистов с опытом работы в сложных климатических условиях, что позволяет уверенно справляться с задачами и обеспечивать высокое качество выполнения работ.
Директор по строительству Антон Крупнов рассказал о ходе реализации проекта:
— «В настоящее время выполнено 16 свай, работа продолжается по 17-й свае. Средняя производительность — одна свая в день. В зимний период мы будем продолжать выполнение свайных работ, устройство технологических площадок. Также планируем начать буровые работы на правом берегу.
Глава Якутии Айсен Николаев правильно отметил, что для мостовиков часть работ — это именно сооружение опор, фундаментов и свай. Зимой вода на реке достигает самой низкой отметки, что позволяет выполнять работы в более комфортных условиях, чем летом, поскольку отсутствует подтопление и влияние воды значительно меньше. Поэтому часть работы удобнее выполнять зимой. Мы будем работать в соответствии с возможностями, которые предоставляет техника. Также проводим дополнительные мероприятия для работы при самых низких температурах.
Строительство такого моста требует огромных усилий и создания мощной производственной базы. Поэтому в Якутске фактически создается новая индустрия, так как таких мостов никто в мире не строил. Здесь внедряются уникальные технологии. Мы уже рассказывали о технологии коффердамов, а также используются специальные бетонные заводы в арктическом исполнении. Сейчас здесь собирается мощная производственная база, которая позволит успешно реализовать этот поистине уникальный проект.
Эти два бетонных завода были изготовлены на заводе в Златоусте по заказу в арктическом исполнении, с утепленной конструкцией, что позволяет им работать в зимний период и производить бетон. Также строится цех, есть арматурный цех, который переехал на правый берег. То есть максимально все работы, которые можно выполнить на месте, делаются здесь».
Исполнительный директор восьмой концессионной компании Регина Кузьменко подчеркнула важность строительства моста:
— «Как вы прекрасно понимаете, Ленский мост — это совершенно уникальный объект, который требует на каждом узле и на каждом этапе поиска технических решений, подходящих именно для него и для этого региона. Я прилетела сюда на самолете и слышала много разговоров среди пассажиров о том, что строится мост. Прекрасно понимаю, насколько это важно и значимо для республики, это огромная ответственность. Поэтому, когда говорят о том, почему не так быстро, как хотелось бы, я бы хотела обратиться к фактам. В 2020 году было подписано концессионное соглашение. После его подписания начался процесс подготовки всей группы, управления проектом. Это и финансовый партнер, и федеральные участники, и все стороны, представляющие республику. Это огромная командная работа. Вели подготовительные работы, были сформированы стороны соглашения, выполнено проектирование и начато строительство. Для такого сложного и масштабного проекта мы идем в достаточно высоком темпе, и осенью текущего года вышли на основной строительный этап.
Главный контроль за строительством Ленского моста осуществляется со стороны правительства Якутии, полномочного органа министерства транспорта и специально созданного государственного казенного учреждения — дирекции по строительству Ленского моста».
Генеральный директор дирекции «Ленский мост» Артем Артемьев отметил:
— «Соглашение было подписано в рамках 115-го Федерального закона о концессионных соглашениях. На момент подписания оно находилось в министерстве экономики, однако, учитывая, что это транспортный объект и в свете будущей политики по транспортным проектам, все было перенаправлено в министерство транспорта. Это необходимо для того, чтобы стороны могли взаимодействовать через специальную концессионную компанию, так называемую СПК. Министерство транспорта в качестве концедента выполняет все обязательства стороны республики, включая финансирование, контроль и отчетность.
Для выполнения отдельных полномочий было создано государственное казенное учреждение — дирекция по строительству Ленского моста. Мы выполняем функции Минтранса по контролю за выполнением финансового соглашения. Все финансовые операции проходят через нашу дирекцию, и мы осуществляем контроль за использованием средств на основании полученных квартальных отчетов от концессионера, а также контролируем сам процесс строительства. Контроль включает согласование проектной документации, прохождение государственной экспертизы и мониторинг хода строительства. Хотел бы отметить, что концессия была подписана в 2020 году и включает несколько этапов: проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию. Мы, как государственный партнер, уверены, что частный партнер заинтересован в качественном выполнении строительства, поскольку в дальнейшем будет заниматься эксплуатацией моста. Мы основываемся на опыте нашего частного партнера, который уже реализовал аналогичные проекты в Якутске и других российских городах. Мы надеемся и верим, что в 2028 году сможем открыть мост для движения».
Напомним, что президент России Владимир Путин поручил ускорить финансирование проекта Ленского моста. Ожидается, что федеральные средства начнут поступать в этом году. В настоящее время строительство финансируется партнерами — Группой «ВИС» и Сбером, а также за счет небольших сумм из бюджета республики. Проект планируется завершить в 2028 году. Мостовой переход станет единственным в условиях вечной мерзлоты. Аналогичных сооружений в мире нет.
Валентина Догоюсова
Фото автора
Характеристики Ленского моста:
Длина мостового перехода через реку Лену — 4,6 километра, включая 2,5 километра в русловой части. Число полос движения — 2, судоходный габарит — 18 метров. Мост будет вантовым с тремя пилонами высотой от 194,5 метра до 284,5 метра. Длина вант — от 123 метров до 568 метров. Протяженность всей новой транспортной инфраструктуры вместе с автомобильными подходами на левом и правом берегах составит более 14 километров.
Мост через Лену должен пройти от села Старая Табага до села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса. Стоимость проекта составляет около 130 миллиардов рублей, работы рассчитаны на пять лет.
Строительство Ленского моста станет важным инфраструктурным проектом, который соединит три федеральные и пять региональных автодорог, повысит интенсивность грузоперевозок и пассажирских потоков на трассах «Вилюй», «Лена» и «Колыма».
К тому же, это позволит сократить маршрут грузового транспорта из Новосибирска, Красноярска и других сибирских городов на тысячу километров. Круглогодичное транспортное сообщение снизит сроки подвоза и уменьшит затраты на доставку грузов в республику.
При этом, пропускная способность моста составит 5 300 автомобилей в сутки.
Это масштабное инженерное сооружение должно быть построено в кратчайшие сроки — до конца 2028 года, согласно поручению президента.